Дети с органическим поражением ЦНС

Органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) означает, что головной мозг человека поврежден. Поражение головного мозга может возникнуть при тяжелом течении беременности и родов, инфекционном поражении головного мозга, инсультах, а также тяжелых травмах головного мозга. В зоне особого риска дети, рожденные недоношенными и незрелыми.

Клинически тяжелые повреждения центрально нервной системы проявляются нарушениями физического развития ребенка, выраженными двигательными расстройствами, задержками речевого и психического развития. Наиболее тяжелые поражения сопровождаются угнетением сосательных и глотательных рефлексов, что может приводить к микроаспирациям (попаданиям пищи в дыхательные пути ребенка, это опасно тем, что в легкие вместе с пищей попадают бактерии, и у ребенка могут часто возникать инфекции бронхов и легких).

Когда пища, наконец, оказывается в желудке, возникает новая проблема – срыгивание. Срыгивание – нормальное явление для грудничков: при сокращении желудка пища, вместо того чтобы проходить в кишечник, выбрасывается назад, в пищевод; это выглядит как небольшая рвота. Обычно нормальное продвижение пищи вскоре налаживается, но у детей с церебральным параличом срыгивание может сохраняться длительное время и еще больше затруднять их кормление. Содержимое желудка кислое, а стенка пищевода к кислой среде не приспособлена. Частые срыгивания приводят к воспалению пищевода, и прохождение пищи по нему вызывает боль, поэтому ребенок может отказываться от еды. Зачастую трудности, возникающие при кормлении детей с тяжелыми поражениями ЦНС, приводят к нарушению опорожнения кишечника и запорам. Часто у детей с церебральными параличами есть нарушение функции мочевыделительной системы. Неполное опорожнение мочевого пузыря, недержание мочи может приводить к развитию инфекций мочевыводящих путей.

Нарушение мышечного тонуса и двигательных функций может приводить к формированию гопостатических (застойных) пневмоний и пролежней.

Нередко у детей с церебральными параличами на фоне поражения головного мозга развивается симптоматическая эпилепсия. Судороги могут приводить к дополнительному повреждению головного мозга, тем самым ухудшая прогноз заболевания.

Что делать если у ребенка тяжелое поражение ЦНС:

1) Кормление:

  • Важно, чтобы ребенок получал достаточное количество калорий (педиатр рассчитает необходимое количество калорий по возрасту и распишет питание), обогащение пищи добавками, смесями, повышающими калорийность пищи.

  • При нарушении глотания и сосания:

- использование зонда для кормления, гастростому

- правильное положение головы (вертикальное, полувертикальное)

- кормление с ложки

- подобрать правильную консистенцию пищи (использовать загустители, каши, пюре и т.д.)

2) Профилактика инфекционных осложнений:
  • Профилактика аспираций (наладить кормление, возвышенное положение головного конца кровати до 30 градусов)
  • Профилактика срыгиваний (консультация педиатра, хирурга при частых обильных срыгиваниях; правильная консистенция пищи, возвышенное положение головного конца кровати до 30 градусов, вертикальное положение после кормления и.т.д)
  • Противопролежневые матрасы, укладки для профилактики развития пролежней и развития инфицирования
  • Профилактика развития гипостатических пневмоний – вертикализация, переворачивать ребенка в кровати
  • Контроль за опорожнением кишечника
  • Контроль за опорожнением мочевого пузыря. Контроль за общим анализом мочи не реже 1 раза в 6 месяцев
  • Профилактика интеркуррентных инфекций:

- Своевременная вакцинация

-  Своевременная уборка помещения

- Проветривание

- Ограничение контактов с больным родственником

- Закаливание

- Прогулки на свежем воздухе

3) Профилактика двигательных нарушений:
  • Профилактика развития контрактур (тугоподвижность суставов):

- Укладки ( после консультации специалиста по массажу и ЛФК)

 - Использование ортопедических изделий

 - Лечебная физкультура, направленная на формирование естественных, физиологичных рефлексов

  - Хирургическая коррекция контрактур
  • Стимуляция двигательной активности:

  - Обучение физиологическим движениям (ползание, перевороты, вставание, ходьба и т.д.)

   - Вертикализация (использование приспособление для придания вертикального положения ребенку)

4) Профилактика задержки речевого и психического развития:
  • Развитие мелкой моторики (стимуляция правильного захвата)
  • Развитие речевых функций (стимуляция гуления, лепета и т.д.)
  • Развитие зрительных и слуховых функций
5) Своевременная и адекватная терапия эпилепсии:
  •   Первая помощь при судорожном синдроме:

- повернуть ребенка на бок для предотвращения западения языка, аспирации слюной и рвотными массами

- не пытаться разжимать зубы при помощи ложек и других предметов

- по возможности освободить ребенка от стесняющей одежды, пеленок

- изолировать от повреждающих предметов во избежание травмы

- обеспечить свежий приток воздуха

- срочно вызвать врача

- измерить температуру тела и дать жаропонижающее в свечках, если температура повышена

- подробно описать состояние ребенка и длительность приступа врачу

- не оставлять ребенка одного и не тревожить до стихания приступа.

6) Если ребенку назначена противоэпилептическая терапия:

- Прием препаратов должен быть регулярным

- Недопустимо самостоятельно менять, уменьшать дозу противоэпилептических препаратов, пропускать, менять кратность приема лекарственных средств; отменять терапию до того, когда это сделает врач – невролог

- Необходимо регулярно, не реже 1 раза в квартал проводить контроль ОАК и тромбоцитов, печеночных проб, т.к. большинство противоэпилептических препаратов оказывают токсическое действие

Возврат к списку